Адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, Невский пр., 67
Телефон: +7 (812) 314 0045
Метро: Маяковская, Пл. Восстания
Район: Центральный
Сайт: http://www.poravkino.ru/main
4 зала, в каждом - 130 мест.
Мягкие удобные кресла с регулирующимися спинками, оснащенные откидными подлокотниками, оборудованы держателями для стаканов с напитками.
В 1,2,4 зале установлены кинопроекторы ERNEMANN 15
В 3-м зале экран большого размера и современной цифровой кинопроектор CHRISTIE, оборудование для 3D показа – Master Image.
Звуковое оборудование: процессор DOLBY CP650XO, акустическая система OUTLINE, усилители CROWN
Первое сохранившееся до наших дней упоминание о доме на Невском 67 датируется 1903 годом, хотя само здание построено значительно раньше и до 1840 года, когда его хозяином стал купец Козулин, успело сменить трёх владельцев. Кинотеатр же в этом здании был спроектирован и построен архитектором Артёмом Георгиевичем Джороговым.
12 октября 1907 года в газете «Биржевые ведомости» впервые упоминается своеобразное культурно-зрелищное учреждение «Биофонауксетофон», где давались сеансы прослушивания артистов драмы, оперы, оперетты и эстрады. Этот «театр», название которого было вскоре сокращено до «Биофона», давал представление каждые полтора часа вплоть до полуночи, а в праздники и до часа ночи. Плата за вход разнилась от 50 копеек до полутора рублей, что по тем временам было очень большими деньгами. В октябре 1909 года «Биофон» переименовывается в «Сатурн» и в своём новом качестве становится кинотеатром, располагавшимся на втором этаже здания. Особый интерес вызывает сотрудничество с кинотеатром «Сатурн» самого Александра Дранковы, первого русского кинорежиссёра, создателя «Понизовой вольницы» (1908), ленты – пионера российской кинематографии, снимавшего также Льва Толстого в Ясной Поляне. Этот фильм, демонстрировавшийся монопольно в «Сатурне», со временем стал предметом особой гордости наших кинодокументалистов. Хозяином кинотеатра «Сатурн» был потомственный дворянин и известный петербургский предприниматель Ярослав Францевич Крынский.
В 1933 году кинотеатр получает название «Кино – массам), которое сохраняется за ним вплоть до 1935 года, когда он становиться «Художественным», сразу же превратившись в один из самых посещаемых кинотеатров города. «Художественный» специализировался на комедийных и музыкальных фильмах. Старожилы рассказывают, что в конце 30-х годов там выступал джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского и пела Клавдия Шульженко. С Великой Отечественной войной связана особая страница в истории «Художественного». Залы на Невском заполнялись даже в блокаду. Был лишь один перерыв в работе кинотеатре, когда в страшную зиму 1941-42 гг. прекратилась подача электричества. Но уже начиная с весны 42-ого можно было снова смотреть кино. Сеансы порой прерывала сирена воздушной тревоги, и зрители послушно следовали в бомбоубежище. А с сигналом «Отбой воздушной тревоги» возвращались в кинозал. В 70-80-е годы в фойе «Художественного» постоянно устраивались выставки самой различной тематики. Свои работы показывали и великолепный мастер Татьяна Острогорская (она создала костюмы к таким фильмам как «Собака на сене» (1977), «Д`Артаньян и три мушкитёра» (1979), «Благочестивая» (1983), «Демидовы» (1983), «Дон Сезар Де Базан» (1989).
80-е годы – наиболее плодотворное и насыщенное событиями время в истории кинотеатра. В марте 1985 года «Художественный» вошёл в пятёрку ленинградских кинотеатров («Зенит», «Колизей», «Планета», «Руслан»), ставших победителями Всесоюзного социалистического соревнования. Так продолжалось вплоть до конца десятилетия, когда в газетах и афишах, печатавших кинорепертуар, напротив «Художественного» не стали писать: «Новая кинопрограмма». Это означало, что зрителей ожидали: «Рабыня секса», «Страсть а оковах», «Секс на троих» и прочая дребедень. В конце концов, большой зал был отдан под дискотеки и вечеринки, а просмотры в малом частенько приходилось отменять: в центре города, на Невском, не набиралось и 4-х человек, желающих посмотреть новый фильм. В итоге зритель перестал ходить в кинотеатр. Когда был отмечен последний сеанс – не ясно, так как этого попросту никто не заметил. Бурлившая некогда киножизнь замерла на долгие годы. Чтобы воскреснуть, к счастью, в ноябре 2005 года, как Феникс из пепла.
То обстоятельство, что возрождённый кинотеатр «Художественный» открылся 18 ноября 2005 года вместе со стартом очередной, шестнадцатой по счёту недели финского кино в Санкт-Петербург, представляется нам символичным, потому что прошло 40 лет со дня проведения первой такой Недели, приуроченной к дням города Турку а Ленинграде.